Кошки британского музея

Оглянитесь вокруг. Как много кошек! Они появляются на поздравительных открытках, календарях, сувенирах, но их изображения никогда не надоедают. Недаром кошки всегда были предметом восхищения и поклонения. Представители крупнейших мировых цивилизаций увековечивали их в металле и керамике, изображали на картинах и вырезали из слоновой кости. Впоследствии эти произведения искусства попадали в лучшие музеи мира. В Британском музее в Лондоне представлена богатая коллекция изображений совершенно разных кошек: горделивых и милых, любопытных и комичных. Мы мысленно пройдем по залам музея и познакомимся с его экспонатами.

историки считают, что кошка впервые стала домашним животным в Древнем Египте. Существует красивая легенда о том, что беременная кошка была так голодна, что осмелилась прийти к людям, которые накормили ее и вырастили котят у себя дома. Также возможно, что египтянам просто нужна была защита от мышей и грызунов, а кошке необходимо было охотиться. Так или иначе, со временем кошки в Египте стали священными животными, символом Бастет (или Бает), богини плодородия, любви и домашнего очага. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые изображения кошек появились именно в Древнем Египте.

Кошка Гайер-Андерсона (Gayer-Anderson cat) - один из самых восхитительных экспонатов Британского музея, была привезена туда в 1947 году. Она названа так в честь майора Роберта Гайер-Андерсона, подарившего ее музею. Эта бронзовая скульптура кошки была сделана около 600 года до н.э. в честь богини Бастет. Считается, что богиня сначала принимала облик львицы, но потом решила сменить ого на обличив более дружелюбной и кроткой кошки. В ее честь создавалось бесчисленное множество кошачьих статуэток, как по-домашнему грубой, так и ювелирной работы. Этот экспонат доведен до совершенства: нос и уши кошки украшают золотые серьги, а шею - серебряное ожерелье. На голове у нее - скарабей, символ бога солнца, на ожерелье - глаз Гора, который исцеляет и защищает от сглаза, а под ним - скарабей, перемещающий солнечный диск по небу.

Кошка Гайер-Андерсона (Gayer-Anderson cat)

Намного раньше египтяне стали изображать кошек на папирусе и стенах гробниц. В Британском музее хранится древний, около 1400 года до н.э., фрагмент росписи гробницы Небамуна, шедевр египетского искусства. Выставили эту фреску после реставрации совсем недавно - в 2009 году.

На фреске, которая называется «Охота на водяных птиц. Из гробницы в Фивах» изображен Небамун, его жена и дочь, сидящие в легкой лодке из папируса. Небамун охотится на птиц среди болот, а верная кошка находится рядом с ним. Рыжая короткошерстная, она выглядит вполне современно, даже видно, как от возбуждения приподнимаются волоски на ее шерстке. Не удивительно, что это изображение также принято называть «Кошка в болотах».

«Охота на водяных птиц. Из гробницы в Фивах»

Ученые спорят, с какой целью кошки так часто изображались в сценах охоты. Вероятно, египтяне хотели показать, что кошки являются частью семьи охотника. А может быть, кошки действительно помогали в охоте, например, выманивали птиц из гнезда. Еще одной деталью, нехарактерной для тогдашней живописи, считают изображение у кошки светящихся, золотых глаз. Возможно, художник использовал для создания этой краски какое- то местное растение. В Британском музее есть и пример египетского юмора. Так называемый «Сатирический папирус» изображает мир, где животные стали людьми, и исполняют их обязанности. Кошка, стоящая на двух ногах, погоняет палкой гусей, которые покорно идут вперед, обслуживает мышей и заботливо нянчит их деток. Так египтяне представляли себе мир наоборот.

И, конечно, нельзя не сказать о мумиях кошек. При храмах богини Бастет содержались целые колонии кошек, которых хоронили на специальном священном кладбище. Мумия, представленная в Британском музее, была найдена на большом кладбище в Верхнем Египте. Мумия сделана очень аккуратно, в той же технике, в которой изготавливали мумии людей. Интересно то, что некоторым мумифицированным кошкам было не больше двух лет. Скорее всего, они были принесены в жертву богам.

Из Египта мы переместимся в Грецию. Экспонаты Британского музея показывают нам, что и здесь кошки тоже были домашними любимицами. На греческой вазе, изготовленной около 330 года до н.э., изображена бытовая сцена, которую легко можно было бы представить и в наши дни: две женщины, одна из них кормит кошку. Мы даже можем видеть, как старательно кошка просит лакомство. Кстати, своей фигурой и тигровым окрасом она довольно сильно напоминает египетскую «Кошку в болотах». На другой вазе - на коленях у обнаженной женщины лежит шерстяной клубок, а ее подруга принесла новую игрушку, чтобы порадовать их любимицу кошку.

Греческие вазы - уникальные произведения искусства. Для их изготовления использовали простую глину и гончарный круг. Роспись делали специальным лаком прямо по сырой глине, поэтому выполнять эту работу могли только мастера. После этого вазу обжигали 3 раза. После первого обжига и ваза, и лак становились красными, после второго - черными, а вот после третьего обжига глина снова становилась красной, а лак уже не мог поменять цвет, и рисунок проявлялся. Ваза, представленная в Британском музее, имеет огромную ценность, так как бытовая керамика почти не дошла до нас.

Воображаемая прогулка по залам музея приводит нас сразу в XV век. Леонардо да Винчи оставил после себя не только законченные полотна, но и большое количество рисунков и набросков. В конце 1470 года он делает три зарисовки к картине «Дева и младенец с кошкой». Известно, что эта картина не была написана, но из этих набросков могла появиться другая картина мастера - «Мадонна Бенуэ», где младенец играет с цветком. Она сейчас находится в Эрмитаже.

Любуясь этими зарисовками, мы можем лучше понять весь процесс работы Леонардо. Видно, как он вписывает картину в форму арки, обозначая границы, как ищет лучшее положение головы Мадонны, моментально делая исправления. Если приглядеться, можно даже заметить, как старательно сжимает левую руку младенец, прижимая к себе кошку, и как она хочет убежать.

Франческо Бартолоцци приехал в Англию, где изучал технику пунктирной гравюры. Художник создавал тень не мазками, а точками. Позднее он стал самым известным мастером пунктирной гравюры XVIII века. В этой технике и написан портрет «Маленькая девочка с кошкой» (1787). Бартолоцци придал ему особый оттенок романтичности: персиковые щечки девочки и необычно бледная рыжая шерсть котенка, который так уютно поместился в ее ладонях, сочетаются идеально. Существует мнение, что англичане не очень любят кошек, стоит только посмотреть на их пословицы или поговорки, например: «Чтобы убить кошку, не обязательно топить ее в сливках» или «Есть несколько способов снять шкуру с кота». Но работы английских живописцев доказывают обратное. Английский художник Кристофер Вуд прославился совсем другими рисунками. Однажды в Париже он познакомился с художницей Джин Кокто и не удержался от того, чтобы написать двух ее кошек. Так, в 1927 появилась картина «Сиамские кошки», находящаяся теперь в Британском музее. Правда, глядя на их экстерьер, скорее можно назвать кошек тайскими. Несмотря на то, что это лишь быстрая зарисовка, Вуду удалось поймать всю элегантность и грацию этих кошек, красивый колор-пойнтовый окрас и пронзительно голубые глаза.

Другой английский мастер Джордж Бакстер в 1856 году изобразил прекрасную «Дремлющую кошку». Он изобрел и запатентовал специальную технику - многокрасочный оттиск со стальных и медных пластин. Благодаря этому изображение получалось очень четким и натуральным. В этой технике удачно показан мраморный окрас кошки, видна каждая складочка на ее шее и даже испуганные мышки, прячущиеся на втором плане.

Нельзя не упомянуть и о книгах, вернее, об иллюстрациях к ним. Многие работы художника Теофиля Стейнлена посвящены кошкам: плакаты, картины, рисунки и даже бронзовые скульптуры. Он изображал кошек, спящих и бодрствующих, испуганных и довольных, домашних и уличных. Стейнлен написал, а вернее нарисовал целую книгу о кошках - «Кошачьи чертежи без слов». Она и стала его главным произведением. Мы видим обложку, на которой девочка неожиданно стала центром внимания. Стейнлен не просто изобразил кошек разного окраса, он смог наглядно показать то, что хорошо знают все владельцы кошек: чтобы выразить желание, не нужны слова, когда есть хвосты, вытянутые лапы, изогнутые спины и требовательные «мяу».

Уолтер Крейн «Кот в сапогах»

Первые иллюстрированные книжки для детей начали издавать в Англии, а первым «книжным» художником стал Уолтер Крейн. Сегодня он считается родоначальником детской иллюстрации. В коллекции Британского музея находится работа Крейна «Кот в сапогах». Художник относился к иллюстрации детских книг как к настоящему искусству, ведь картинки дают возможность разбудить и стимулировать детское воображение. Эта иллюстрация к известной детской сказке написана карандашом, красками и индийскими чернилами. Маленькое пространство работы наполнено самыми различными действиями: наверху мы видим удачливых старших братьев, а на первом плане - отчаявшегося младшего сына. Но тут на помощь ему приходит огромный черный кот, который волшебный образом помогает решить все его проблемы.

Исода Корюсай КошкаПоследняя наша остановка будет в Японии. Эта страна кажется такой далекой, а ее искусство - таким особенным, но и здесь многих мастеров вдохновляют кошки.

Исода Корюсай во второй половине XVIII века изобразил такую естественную сцену - кошка охотится на золотых рыбок. В образе маленького хищника легко можно угадать тигра, вода обозначает водопад, а маленькое дерево бонсай - вечнозеленую сосну. Так японский художник раскрывает универсальную восточную тему.

Японская живопись весьма символична. Андо Хиросиге, один из самых почитаемых мастеров японской гравюры, представил кошку, сидящую на подоконнике и мечтательно глядящую на гору Фудзи. Священная гора изображена в лучах заката, а над ней пролетает стая гусей, образуя угол с воробьями, которые украшают обои. Интересно, что кошка - японский бобтейл. Изображения кошек с короткими хвостами по- явились в Японии с давних времен. По японским верованиям, длинные хвосты были у кошек-ведьм. Кот, отрастивший себе хвост, приобретал возможность ходить на задних лапах, изрыгать пламя и кидаться огненными шарами, сказано в японской мифологии.

На этом подходит к концу наша экскурсия по Британскому музею в Лондоне. Со времен Древнего Египта кошки всегда были с людьми. Глядя на своего домашнего любимца, дремлющего, играющего или смотрящего в окно, мы видим, как мало они изменились. И сегодня кошки радуют нас, появляясь в работах мастеров, которых они вдохновляют.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: